понедельник, 2 ноября 2015 г.

Человекобог и богоматерь (заметки на полях рассказа А.Платонова «Родина электричества»)



«Родина электричества» - это не просто рассказ, это сюжет для революционного евангелия. Самой лучшей точкой отталкивания в размышлениях над этим текстом является идея человека, созданного по божьему образу и подобию. В чём проявилось это подобие?

Прежде всего, в свободе воли – в способности свободно выбирать между добром и злом, без какого-либо влияния на этот выбор со стороны бога. Кроме этого подобие проявляется в активности человека по отношению к миру (природе). Суть божественной активности по отношению к миру – его (мира) творение, суть человеческой активности – его (мира) преобразование.


Главный герой рассказа – человекобог. Не стоит его путать с богочеловеком. Тонкости и важность различия этих наименований хорошо понимал в «Бесах» Ф.М. Достоевского созидатель мостов Кириллов со своей философией самоубийства. В конце концов, мы имеем дело не с христианским, а революционным евангелием. Человекобог – не творец, но преобразователь хаотичного косного и некрасивого мира.  

Лучше всего преобразовательнуя сущность человекобога характеризуют в рассказе строки адресованного ему письма: « Не мы создали божий мир несчастный, но мы его устроим до конца. И будет жизнь могучей и прекрасной и хватит всем куриного яйца! Не дремлет разум коммуниста и рук ему никто не отведет. Напротив – он всю землю чисто в научное давление возьмет….».

А вот как герой (Человекобог) воспринимает письмо: «Мы увидели свет в унылой тьме нищего, бесплодного пространства, - свет человека на задохнувшейся умершей земле, - мы увидели провода, повешенные на старые плетни, и наша надежда на будущий мир коммунизма, надежда, необходимая нам для ежедневного трудного существования, надежда, единственно делающая нас людьми, эта наша надежда превратилась в электрическую силу, пусть пока что лишь зажегшую свет в дальних соломенных избушках»

Хаос здесь противопоставлен порядку, а традиция – новации.

Прибыв в деревню Человекобог встречает крестный ход: «На виду деревни я остановился, потому что заметил большую пыль в стороне от дороги и рассмотрел там толпу народа, шествующую по сухой лысой земле. Я подождал, пока народ выйдет ближе ко мне, и тогда увидел попа с помощниками, трех женщин с иконами и человек двадцать богомольцев. Здешняя местность имела покатость в древнюю высохшую балку, куда ветер и весенние воды отложили тонкий прах, собранный с обширных нагорных полей».

Необыкновенный отрывок! Крестный ход – пыль, составляющие его люди – толпа, ступающая по сухой, неспособной ничего дать лысой земле и вся эта картина передвигается в яму – сухую балку, полную праха нагорных полей….

Описание толпы и те ощущения, которые она у Человекобога вызывает, сопоставлено с описанием местности. Местность столь же неухожена, безжизненна (безнадёжна), как и участники крестного хода. «Впереди шел обросший седою шерстью, измученный и почерневший поп; он пел что-то в жаркой тишине природы и махал кадилом на дикие, молчаливые растения, встречавшиеся на пути. Иногда он останавливался и поднимал голову к небу в своем обращении в глухое сияние солнца, и тогда было видно озлобление и отчаяние на его лице, по которому текли капли слез и пота. Сопровождавший его народ крестился в пространство, становился на колени в пыльный прах и кланялся в бедную землю, напуганный бесконечностью мира и слабостью ручных иконных богов, которых несли старые, заплаканные женщины».

Здесь и юное поколение, не имеющее чувства сопричастности к старым богам, но испытывающие страх: «Двое детей - мальчик и девочка - в одних рубашках и босые, шли позади церковной толпы и с интересом изучения глядели  на взрослых; дети не плакали и не крестились, они боялись и молчали».

Описание деревни соответствует её жителям – загнивание, безцельность, бессмысленность: «Верчовка оказалась небольшой деревней - дворов не более тридцати, но исправных изб в ней было мало; жилища обветшали и уже загнивали нижними венцами срубов в земле. Военный империализм, прошедший по всему миру, сделал все видимое, все добытое, устроенное и сбереженное поколениями тружеников похожим на погост.». Всё это плацдарм для преобразований, для создания на земле нового царства небесного.

Куда же приходит в итоге крестный ход старого мира со своим старым богом? «Около дороги находилась большая яма, откуда когда-то добывалась глина….». Не та ли это глина, из которой творили людей? Пришли туда – откуда вышли? И икона богоматери, утратившая бога («Большая икона, подпертая сзади комом глины, изображала деву Марию, одинокую молодую женщину, без бога на руках») как и люди, соприкасается с первородной глиной:.

Герой задумывается над иконой – он отмечает большие «нерабочие» глаза – «потомучто такие глаза слишком быстро устают». Образ противопоставлен идеи преобразования. Ещё рука богоматери, не держащая богочеловека «жилиста и громадна». И вдруг, как в кривом зеркале – рядом с иконой - старуха с теми же тёмными глазами и «руки её были покрыты морщинами, точно застывшими судорогами страдания, во взгляде был зоркий ум, прошедший такие испытания жизни, что старушка, наверно, знала про себя не меньше целой экономической науки и могла бы быть почетным академиком».

Старуха слышит слова первой проповеди Человекобога: «Природа не слышит ни слов, ни молитвы, она боится только разума и работы…»
«- Разума! – произнесла старуха с ясным сознанием. – Да я столько годов прожила, что у меня разум да кости – только всего и есть! А плоть давно вся в работу да в заботу спущена – во мне и умереть-то мало чему осталось, все уж померло помаленьку. Ты погляди на меня, какая я есть!
Старуха покорно сняла платок с головы, и я увидел ее облысевший череп, растрескавшийся на составные части костей, готовые развалиться и предать безвозвратному праху земли скупо скопленный терпеливый ум, познавший мир в труде и бедствиях».
И вновь, как в искривлённом зеркале – на фоне богоматери без богочеловека на руках – главный герой – человекобог - берёт на руки старуху – новою обретённую богоматерь и направляется с ней в деревню.

«Не время сна, не время спать, пора весь мир уж постигать и мёртвых с гроба поднимать!»


Комментариев нет:

Отправить комментарий