воскресенье, 10 апреля 2016 г.

«Прогрессоры» братьев Стругацких станут такой же реальностью, как «роботы» братьев Чапеков…

Одно из самых серьезных испытаний для историка – оставаться верным завету Корнелия Тацита  смотреть на историю «без гнева и пристрастия». Размышляя над законом всемирного тяготения можно позволить себе не задаваться вопросом - хорош ли этот закон или плох. Куда труднее, когда объект и субъект познания совпадают, когда человек изучает не объективный закон природы, а самого себя и общество – среду, в которой протекает вся его жизнь. Трудно удержаться от «гнева и пристрастия» там, где речь идёт о войнах, кризисах, человеческих жертвах.

Ещё одна фундаментальная проблема заключается в том, что история – наука, изучающая прошлое, а значит изучающая то, чего нет в настоящем. Не имея возможности изучать прошлое непосредственно («машина времени» – объект сугубо фантастический), историк осуществляет его реконструкцию на основе тех исторических источников, которые имеются в его распоряжении в настоящем. Но прошлое – это прошлое, а его реконструкция – всего лишь реконструкция.

Деятельность реконструктора исторической реальности, отягощённая эмоциональной сопричастностью к объекту реконструкции (своё собственное прошлое) подобна балансированию между двумя соблазнами – фантазированием и манипуляцией. Чем дальше от нас историческое событие, тем меньше исторических источников и тем больше лакун и пустот в нашей реконструкции исторической реальности. Именно здесь открываются огромные возможности для фантазии на тему прошлого. В то же время, когда количество исторических источников избыточно – велик соблазн отобрать из них только те, которые нам удобны и тем самым подогнать реконструированную историческую реальность под готовую теорию – манипуляция в чистом виде.

Казалось бы, этих отступников (историков-фантазёров и историков-манипуляторов) необходимо осудить и лишить права называться историками, но всё гораздо сложнее…

Наше ближайшее будущее – это прорыв в области социальных технологий. Такой прорыв неизбежен, так как в противном случае перспектива гибели человеческой цивилизации станет весьма реальной. Поясню свою мысль. Весь исторический опыт человечества указывает на увеличение дистанции между технологическим прогрессом и моральной зрелостью общества. В эпоху Нового и Новейшего времени мы преодолели не одну технологическую ступень, а вот в в вопросах торжества гуманизма наши успехи не так очевидны. Во многом это связано с неразвитостью социальной инженерии. Если такой тренд останется актуальным, то доступ к новым технологиям поставит нас в ситуацию обезьяны с гранатой. Чтобы сломать этот тренд, нам нужны эффективные социальные технологии.

Полагаю, что первую скрипку в революции социальных технологий будут играть историки. Наступит время, когда «прогрессоры» братьев Стругацких станут такой же реальностью, как сегодня стали реальностью «роботы» братьев Чапеков. Историческая память общества станет объектом приложения социальных технологий. Не исключено, что история как наука незнающая «гнева и пристрастия» превратиться в сакральное знание новых «прогрессоров», а представления об истории остальных людей станет результатом реализованных стратегий политики памяти, где исторические фантазии и манипулирование историческими фактами станут важными средствами социальной инженерии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий