суббота, 12 марта 2016 г.

Религиозная и революционная мифология в творчестве Андрея Платонова

Две совершенно замечательные цитаты из повести Андрея Платонова "Сокровенный человек" о взаимоперетекании религиозной и революционной мифологий в молодой советской Россиии:

1. "На вокзале он исчитал все плакаты и тащил газеты из агитпункта для своего осведомления. Плакаты были разные. Один плакат перемалевали из большой иконы — где архистратиг Георгий поражает змея, воюя на адовом дне. К Георгию приделали голову Троцкого, а змею-гаду нарисовали голову буржуя; кресты на ризе Георгия Победоносца зарисовали звездами, но краска была плохая, и из-под звезд виднелись опять-таки кресты"



2. "Историческое время и злые силы свирепого мирового вещества совместно трепали и морили людей, а они, поев и отоспавшись, снова жили, розовели и верили в свое особое дело. Погибшие, посредством скорбной памяти, тоже подгоняли живых, чтобы оправдать свою гибель и зря не преть прахом.

 Пухов глядел на встречные лощины, слушал звон поездного состава и воображал убитых — красных и белых, которые сейчас перерабатываются почвой в удобрительную тучность.
 Он находил необходимым научное воскрешение мертвых, чтобы ничто напрасно не пропало и осуществилась кровная справедливость. 
Когда умерла его жена — преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности, — Пухова сразу прожгла эта мрачная неправда и противозаконность события. Он тогда же почуял — куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство. Но знакомые коммунисты, прослушав мудрость Пухова, злостно улыбались и говорили: 
— У тебя дюже масштаб велик, Пухов; наше дело мельче, но серьезней. 
— Я вас не виню, — отвечал Пухов, — в шагу человека один аршин, больше не шагнешь; но если шагать долго подряд, можно далеко зайти, — я так понимаю; а, конечно, когда шагаешь, то думаешь об одном шаге, а не о версте, иначе бы шаг не получился. 
— Ну, вот видишь, ты сам понимаешь, что надо соблюдать конкретность цели, — разъяснили коммунисты, и Пухов думал, что они ничего ребята, хотя напрасно бога травят, — не потому, что Пухов был богомольцем, а потому, что в религию люди сердце помещать привыкли, а в революции такого места не нашли.
 — А ты люби свой класс, — советовали коммунисты.
 — К этому привыкнуть еще надо, — рассуждал Пухов, — а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неуместного сердца".

2 комментария:

  1. Из той же оперы; "...С Пухова взяли подписку - пройти вечерние курсы политграмоты. Пухов подписался, хотя не верил в организацию мысли. Он так и сказал на ячейке; человек - сволочь, ты его хочешь от бывшего бога отучить, а он тебе Собор Революции построит!" А. Платонов "Сокровенный человек"

    ОтветитьУдалить
  2. "К Зворычному Пухов ходить совсем перестал: глупый человек, схватился за революциб, как за бога, аж слюни текут от усердия веры! А вся революция - простота: перекрошил белых - делай разнообразные вещи".

    А. Платонов "Сокровенный человек"

    ОтветитьУдалить