вторник, 27 октября 2015 г.

"Что есть текст?"


Один из главных вопросов современной культуры – «что такое текст?». Здесь и далее речь идёт о «тексте» в очень широком смысле - в том смысле, в котором его понимает психологическая герменевтика. Текстом по большому счёту является всё то, что создано человеком, поскольку может быть осознано и понято, а значит «прочитано». Всё, что создано человеком – культура - помимо внутреннего смысла, несёт в себе информацию о создателе текста и обстоятельствах создания.


Историк, занимаясь историей, формирует основной профессиональный навык – рассматривать любой текст без отрыва от контекста происходящих вокруг его рождения и трансформации событий и объективных условий, а также без отрыва от подтекста (смысла, значения), вкладываемого в него автором, порой не всегда осознанно. Для историка естественно интересоваться в меньшей мере современными писателями, предпочитая писателей прошлого. Литература для него всегда в большей мере история, чем литература. В каждом произведении он всегда видит исторический источник, отражающий специфику мироощущения эпохи. Ему всегда интересен контекст объективных условий и жизненных обстоятельств автора и их влияния на рождение текста. Такое отношение к тексту приводит к всеядности в литературе – и гений и посредственность в равной степени интересны, если интересен контекст, эпоха и обстоятельства создания произведения. Возможно, что где-то здесь и коренится, характерный для историка релятивизм…
В то же время невозможно отрицать того очевидного обстоятельства, что на историю мы взираем не из Вечности (в духе героев известного романа Айзека Азимова). Наше чтение текстов прошлого всегда локализовано в той эпохе, которая составляет для нас понятие «Современность», и которая создаёт для нас свои объективные условия и жизненные обстоятельства, оказывающие сильное влияние на процесс восприятия и понимания читаемых текстов.
Отсюда и выводится основная дилемма – что важней для восприятия текста: понять мысль автора или приписать тексту актуальные для читателя собственные мысли. Иначе говоря, вопрос – «что такое текст?», правильнее было бы сформулировать иначе – «что такое текст для нас?»
Рассмотрим другой вопрос: а что есть жизнь текста? Для автора это процесс создания текста, точнее его трансформация в процессе создания, так как текст живёт, пока формулируется мысль. Но вот мысль сформулирована, текст отредактирован, и автор переворачивает страницу, открывая чистый лист. Для него созданный текст, высказанная, выраженная мысль – мысль фактически мёртвая. Такая мысль может ожить лишь в том случае, если автор к ней вернётся, чтобы уточнить или переосмыслить её и это будет означать новую трансформацию текста – новую жизнь. Постоянное авторское редактирование текстов -  стремление продлить жизнь своих творений. Значительная часть текстов прошлого – это мёртвые тексты.
Вспомним рассказ Рэя Бредбери «Изгнанники». Писатели всех времён бессмертны и они живут на Марсе, но их бессмертие возможно лишь до тех пор, пока на Земле читают их книги. Как только книги того или иного писателя перестают читать и имя его и его тексты забываются людьми – писатель погибает и на Марсе. Тексты прошлого могут обрести новую жизнь лишь тогда, когда человек настоящего их переосмысляет, приписывает им новые образы и новые смыслы. Тексты живут лишь там и тогда, где и когда они актуальны и способны приумножать содержащийся в них смысл.
Философы определяют сознание, как процесс отражения реальности. Как это правильно – вложить в определение в качестве базовой научной метафоры понятие «зеркало»! Добавим лишь, что помимо реальности наше сознание-зеркало отражает также и уже имеющиеся отражения. Сознание – полый шар, у которого и внешняя поверхность (обращённая к объективной реальности) и внутренняя поверхность (обращенная к нашим мыслям)  – зеркальны. Сознание – единственный, известный нам, бастион, противостоящий энтропийным процессам в мироздании. Мы осмысляем реальность и непрерывно переосмысляем осмысленное. Любой текст, оказавшийся в поле деятельности нашего сознания, приобретает интенцию к вечной жизни, ибо становится способным непрерывно трансформироваться, преумножая свой внутренний смысл в ходе тех или иных интерпретаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий