В известном стихотворении Александра Блока "Шаги командора" есть такие строки:
Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...
Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...
Современники Блока (например, В.я. Брюсов) обращали внимание на диссонанс между интерьерами эпохи Дон Жуана и разъезжающим среди них автомобилем, оглашающим ночь звуком рожка. Однако образ автомобиля и автомобильного рожка был очень важен для Блока. В 1910 году, когда создавались «Шаги командора» автомобильный рожок всплывает и в других стихах:
С мирным счастьем покончены счеты,
Не дразни, запоздалый уют.
Всюду эти щемящие ноты
Стерегут и в пустыню зовут.
Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюбленной
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.
А вот ещё:
Седые сумерки легли
Весной на город бледный.
Автомобиль пропел вдали
В рожок победный.
Глядись сквозь бледное окно,
К стеклу прижавшись плотно...
Глядись. Ты изменил давно,
Бесповоротно.
Моё внимание привлек этот образ в поэзии Блока после просмотра фильма Олега Тепцова «Господин оформитель». Фильм снят в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». В фильме автомобиль – демонический образ, преследующий художника, который в конце концов погибает под его колёсами. Режиссер вставил в фильм уникальную аудиозапись – Эдуард Багрицкий читает «Шаги командора». В этом фильме вообще много самых разных отсылок к Александру Блоку.
Образ автомобиля и звук автомобильного рожка у Блока – имеют фатальный и роковой смысл. Они символ нового времени, которое неизбежно принесёт гибель поэтическому миру в котором живёт прекрасная дама
Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...
Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...
Современники Блока (например, В.я. Брюсов) обращали внимание на диссонанс между интерьерами эпохи Дон Жуана и разъезжающим среди них автомобилем, оглашающим ночь звуком рожка. Однако образ автомобиля и автомобильного рожка был очень важен для Блока. В 1910 году, когда создавались «Шаги командора» автомобильный рожок всплывает и в других стихах:
С мирным счастьем покончены счеты,
Не дразни, запоздалый уют.
Всюду эти щемящие ноты
Стерегут и в пустыню зовут.
Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюбленной
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.
А вот ещё:
Седые сумерки легли
Весной на город бледный.
Автомобиль пропел вдали
В рожок победный.
Глядись сквозь бледное окно,
К стеклу прижавшись плотно...
Глядись. Ты изменил давно,
Бесповоротно.
Моё внимание привлек этот образ в поэзии Блока после просмотра фильма Олега Тепцова «Господин оформитель». Фильм снят в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». В фильме автомобиль – демонический образ, преследующий художника, который в конце концов погибает под его колёсами. Режиссер вставил в фильм уникальную аудиозапись – Эдуард Багрицкий читает «Шаги командора». В этом фильме вообще много самых разных отсылок к Александру Блоку.
Образ автомобиля и звук автомобильного рожка у Блока – имеют фатальный и роковой смысл. Они символ нового времени, которое неизбежно принесёт гибель поэтическому миру в котором живёт прекрасная дама
Комментариев нет:
Отправить комментарий